Программа подготовки по английскому языку для учеников высокого уровня
Автор: Попова С.В.
У учащихся, желающих заниматься в продвинутой группе, предполагается уровень знания языка Upper-Intermidiate. Они должны обладать школьными базовыми знаниями по английскому языку и должны быть готовы выполнять все домашние задания и повторять пройденный на занятии материал. В противном случае знания и прогресс внутри группы не будет поддерживаться на достаточно высоком уровне.
Продолжительность курса:
20 занятий продолжительностью 2 часа (40 часов).
Методические задачи курса:
- Повторение базовых тем школьной программы.
- Развитие и совершенствование навыков прохождения аудирования.
- Развитие коммуникативной компетенции учащихся, позволяющей вести разностороннюю коммуникацию на английском языке.
- Развитие и совершенствование умений в чтении.
- Развитие и совершенствование письменной речи.
- Развитие в учащихся готовности самостоятельно изучать язык посредством чтения англоязычной литературы, общения с носителями языка, просмотра фильмов на английском языке, прослушивания англоязычных песен.
- Расширение словарного запаса, сформированного в школе.
- Приобретение учащимися знаний о культуре, истории, реалиях и традициях стран изучаемого языка, нацеленных на мотивацию учащихся продолжать активное изучение английского языка.
- Постановка произношения.
Программа разделена на 3 модуля. На протяжении всего курса преподаватель находится на связи со всеми учениками в социальных сетях и по почте, готовый ответить на возникающие вопросы и помочь с неясными моментами.Цель первого модуля — повторение базовых знаний школьной программы и выявление слабых сторон каждого из учащихся. Первый модуль включает 5 занятий. На каждом из занятий ученики вспоминают несколько тем английской грамматики из школьной программы и выполняют грамматические упражнения. Упражнения организованы по принципу «от простого к сложному» и направлены на систематизацию ранее изученного грамматического материала. Упражнения представляют из себя тексты с пропусками, задания на словоизменения, предложения, в которых необходимо найти и исправить ошибку и т.д. Важно постоянно держать учеников заинтересованными, менять тип упражнений. Например, один из способов запоминания лексики — игра, в которой ученикам нужно объяснять друг другу слова при помощи других — неоднокоренных — слов.Занятия ведутся на английском языке: учитель обращается к учащимися на английском языке и требует того же от них. В случае непонимания ученики могут просить повторить или объяснить сказанное. В ходе общения ученики получают навыки восприятия устной речи, ведения диалога и постановки произношения. На каждое из грамматических правил приводятся примеры, ученики также придумывают свои примеры, ведётся постоянное общение между учителем и учениками.Домашние задания первого модуля направлены на закрепление материала, пройденного на занятии, и представляют из себя грамматические упражнения. Первый модуль проходит очень интенсивно и предполагается, что за 5 занятий ученики вспомнят все основные правила грамматики. Важно, чтобы ученики выполняли все домашние задания, в противном случае пройденный на занятии материал не уложится в голове.
Примерный тематический план занятий:
Занятие 1. Активный залог. Фразовые глаголы
На первом занятии ученики вспоминают видовременные формы глагола в активном залоге (PresentSimple, FutureSimple и PastSimple, Present и PastContinuous, Present и PastPerfect) и выполняют грамматические упражнения.Затем ученики вспоминают основные фразовые глаголы английского языка. Предполагается,что ученики уже имеют достаточно большую базу фразовых глаголов, так что важно добавить к их знаниям новые, при этом систематизировать их, чтобы ученикам было легче запомнить довольно большой корпус информации. Для запоминания ученики могут написать по предложению с каждым из выученных за урок глаголов и задать друг другу вопрос с каждым из них.
Занятие 2. Страдательный залог. Неправильные глаголы
На втором занятии ученики вспоминают видоврементные формы глагола в страдательном залоге (PresentSimplePassive, FutureSimplePassive, PastSimplePassive, PresentPerfectPassive) и выполняют грамматический упражнения. Затем учащимся приводится список неправильных глаголов, которые они должны запомнить и уметь применять в речи. Неправильные глаголы также систематизированы для удобства восприятия и развития умения использовать их в речи. Также ученики вспоминают правила использования инфинитивных конструкций и конструкций с глаголами с «-ing» окончанием. Так как количество таких конструкций довольно велико, ученики придумывают пример с каждый из них, чтобы точно проверить своё умение применять их.
Занятие 3. Будущее время. Модальные глаголы
На третьем занятии ученики вспоминают различные грамматические способы выражения будущего времени (SimpleFuture, tobegoingto, PresentContinuous). Такжеученикивспоминаютмодальныеглаголыиихэквиваленты (may, can/be able to, must/have to/should; need, shall, could, might, would). Затемученикивспоминаютправилапостроенияииспользованияусловныхпредложенийреального (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party.) инереального(Conditional II – If I were you, I would start learning French.) характера. Для запоминания конструкций ученики активно используют их в речи на занятии, на что учитель мотивирует их подходящими вопросами.
Занятие 4. Аффиксация. Синтаксис
Учащиеся вспоминают способ словообразования — аффиксацию, рассматриваются аффиксы глаголов, существительного, прилагательного, суффикс наречий и отрицательные префиксы. Затем ученики вспоминают основные виды предложений в английском языке: утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные (и порядок слов в них); виды придаточных предложений (относительных, цели, причины, результата) и способы их построения;сложносочиненные предложения с союзами «and», «but», «or»;сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами «what», «when», «why», «which», «that», «who», «if», «because», «that’swhy», «than», «so», «for», «since», «during», «sothat», «unless»;предложения с конструкцией «Iwish» (IwishIhadmyownroom.), «so/such» (IwassobusythatIforgottophonemyparents.);эмфатические конструкции типа «It’shimwho…», «It’stimeyoudidsmth»;предложения с конструкциями «as ... as»; «notso ... as»; «neither ... nor»; «either ... or».Для запоминания конструкций ученикам предлагается придумать примеры и активно использовать их в речи на занятии.
Занятие 5. Формат ЕГЭ
На пятом занятии ученики знакомятся с форматом заданий ЕГЭ по английскому языку. Подробно рассматриваются задания на чтение, аудирование, говорение и письмо, а также использование английского языка, рассматриваются критерии оценки, предлагается вместе с учителем выполнить различные задания формата ЕГЭ. Учитель обращает внимание учеников на некоторые необходимые формальности в заданиях ЕГЭ (такие, как, например, запятая после обращение в письме). Учитель предлагает ученикам взглянуть на экзамен не как на обязательную школьную формальность, а как на способ применения навыков, необходимых им в дальнейшей жизни: ведение переписки, формальное и не формальное общение, восприятие речи на слух и так далее. Учитель мотивирует учеников к изучению языка собственными примерами из жизни, предлагает им завести знакомство с англоязычными ребятами в интернете, рассказывает о возможностях «дружбы по переписке», объясняет, что развитие умений в языке невозможно без постоянной практики.Второй модуль является основным, он подразумевает, что ученики уже полностью владеют базовыми знаниями о грамматике английского языка. Учащимся предлагается комплекс заданий, направленных на формирование навыков и умений в восприятии речи на слух и в говорении. Помимо диалогов с учителем, которые являются средством введения нового лексико-грамматического материала, в этом разделе предлагаются упражнения для работы в группе – формирование умений участие дискуссии. Ученики учатся реагировать и выражать своё отношение к услышанной проблеме. Занятия включают в себя работу с короткими видео, песнями, текстами, предполагает креативный подход к выполнению заданий (ученики могут создавать собственные презентации и проекты на заданную тему, сочинять рассказы), такой подход призван вызвать у учеников интерес к изучаемому языку и способствовать лучшему усвоению материала.Занятия второго модуля также ведутся на английском языке. Каждое занятие — обмен опытом между учителем и учениками, происходит постоянный диалог между присутствующими в классе: учитель задаёт вопросы, отвечает на вопросы учеников, начинает дискуссии. Второй модуль предполагает комбинированные занятия: на каждом из них ученики практикуются в чтении, говорении, аудировании, грамматике и письме.Каждое занятие имеет определённую тему, включающую в себя пласт лексики и упражнения, направленные на её усвоение. К таким упражнениям среди прочих относятся короткие тексты с заданиями формата ЕГЭ: с вопросами на установление соответствия, и с выбором одного правильного варианта ответа из четырёх предложенных. Но очень важно привлекать внимание учеников к заданной теме еще и другими способами, о которых упоминалось выше: песни, короткие видео, публицистические тексты. Важно обращать внимание учеников на то, что на занятии используются неадаптированные материалы, это призвано вызывать у учеников повышенную заинтересованность и мотивировать их.Более того, на каждом занятии ученики выполняют несколько грамматических упражнений, направленных на закрепление ранее изученного материала. И очень важно не забывать об этом на каждом из занятий, иначе систематизированный, пройденный на первом модуле материал быстро забудется!Домашние задания второго модуля, кроме грамматических упражнений, включают в себя также и написание писем, эссе, просмотр фильмов, чтение литературы на английском языке, а также различные творческие задания. Все они направлены на закрепление материала, полученного в ходе занятий.
Занятие 6. Англоязычная литература
На шестом занятии ученики знакомятся с произведениями выдающихся британских и американских писателей, их биографиями. Ученики вслух читают короткие произведения англоязычных писателей или части более длинных произведений. Ознакомление с произведениями включает в себя введение новых лексических единиц, которые используют авторы для передачи смысла. Каждому из учащихся предлагается выбрать книгу для домашнего чтения и писателя, о котором необходимо подготовить проект в ходе курса. Ученикам предлагается выступить в роли писателей, предлагая свой вариант развития событий прочитанного произведения, и таким образом развивают навыки письменной речи, логического изложения мыслей и т. д. В ходе урока происходит обучение лексике по теме «Литература» и развитие умения обсудить прочитанное и выразить своё мнение.
Занятие 7. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни
Тема седьмого занятия — «Здоровье». Ученики пополняют свой словарный запас посредством чтения публицистических неадаптированных научно-популярных текстов на данную тему. Ученики отвечают на вопросы учителя о прочитанном и высказывают своё мнение. После этого ученики излагают своё мнение в письменном виде. Подробно рассматривается структура письменного текста, ученикам предлагается комплекс упражнений, направленных на актуализацию языковых средств, необходимых для создания письменного текста, ведётся работа с алгоритмом написания/составления текста. Предполагается, что в ходе занятия ученики научатся в структурированном эссе выражать собственное мнение и приводить подтверждающие аргументы. Ученики учатся использовать различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, finally, atlast, intheend, however).
Занятие 8. Роль молодежи в современном обществе, её интересы и увлечения
На восьмом занятии ученики учат новые слова на тему досуга молодёжи. Можно поделиться на команды. В качестве еще одного из упражнений, направленных на закрепление лексики, ученики читают письмо от англоязычного друга, на которое затем пишут ответ. Ученики развивают умение писать короткие письма/e-mail личного характера. Учитель напоминает ученикам о возможности найти в интернете друга по переписке и предлагает каждому из них писать ему письма раз в неделю или чаще. Данный процесс рекомендуется контролировать. Посредством письменного общения ученики развивают письменную речь, тренируются в чтении и понимании текста, расширяют словарный запас и знания о стране изучаемого языка.
Занятие 9. Путешествие по своей стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей
На девятом занятии ученики учат новые слова, связанные с темой путешествий. В качестве заданий на закрепление материала ученики выполняют задания формата ЕГЭ на установление соответствий текста и заглавия. Затем ученики рассказывают о своём опыте путешествий, используя различные средства обеспечения целостности текста (firstly, finally, atlast, intheend, howeverи т.д.) в устной речи. В качестве подготовки с говорению на ЕГЭ ученики учатся задавать друг другу конкретные вопросы вопросы по услышанному. Ученики тренируются в умении вести комбинированный диалог, включающий обмен информацией, обсуждение проблем, диалог-интервью.
Занятие 10. Страна изучаемого региона
На десятом занятии учащимся даётся представление о культуре и жизни англоговорящих стран. Ученики вслух читают небольшие тексты (в том числе и образцы английского и американского фольклора), направленные на развитие умений чтения с извлечением информации и содержащие лексику для запоминания. У учащихся развивается интерес и воспитывается дружелюбное отношение к представителям других стран. После прочтения ученики отвечают на вопросы учителя о прочтенном. Ученики развивают умение отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. Ученики рассказывают об опыте переписки с англоязычными друзьями.
Занятие 11. Природа и проблемы экологии
Одиннадцатое занятие посвящено проблемам экологии. В качестве подготовки к первому из заданий в говорении ученики читают вслух небольшие рассказы на заданную тему. Ученикам предлагается новая лексика для заучивания. Затем ученикам предлагается выбрать из предложенных картинок одну для описания, а также пару картинок для сравнения. Ученики учатся описывать картинки, сравнивать их, выявлять общее и различное. Ученики развивают свои способности использовать различные средства обеспечения целостности текста (firstly, finally, atlast, intheend, howeverи т.д.) в устной речи.
Занятие 12. Родная страна: географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности
На 12 занятии ученики знакомятся с текстами о странах мира. Затем они используют выученную лексику при построении текста о России. Ученики развивают умение описывать достопримечательности своей страны, умение читать текст и понимать основное содержание. Предлагается провести интерактивную игру с детьми — викторину на знание родной страны, в ходе которой учитель задаёт вопросы ученикам (конечно же, на английском), ученик, давший наибольшее количество правильных ответов, получает какой-нибудь бонус.
Занятие 13. Повседневная жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки
На тринадцатом занятии ученикам предлагается попробовать воспринимать на слух песни на английском языке. Ученики знакомятся с современной англоязычными музыкальными произведениями. Работа с песенным материалом позволяет использовать его не только в качестве релаксационной паузы, но и для отработки фонетических явлений, языковых средств и формирования всех видов речевой деятельности. Затем ученики знакомятся с британским и американским кинематографом. Каждый из учеников выбирает англоязычный фильм для просмотра дома, о котором должен будет написать короткий информативный отзыв.
Занятие 14. Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы города и села
Четырнадцатое занятие включает в себя прослушивание нескольких коротких текстов на тему жизни в городе и в сельской местности, во время прослушивания ученики находят ответы на вопросы, которые им были предложены в начале занятия. В ходе прослушивания ученики записывают новые слова, которые затем необходимо выписать и выучить. Ученики разрабатывают умение слушать текст с целью нахождения необходимой информации. Затем ученики развивают умение работать в группе посредством обсуждения своих планов на будущее: ученики делятся на группы, и каждой из групп предлагается рассказать, каким они видят мир через 30 лет. Важно следить, чтобы все обсуждения внутри группы велись на английском языке.
Занятие 15. Праздники и знаменательные даты в различных странах мира
На пятнадцатом занятии ученики знакомятся с существующими праздниками различных стран мира, им предлагается прочитать текст на данную тему. На занятии ученики развивают умение находить синонимы в тексте. Затем ученики развивают свои умения вести диалог, для этого они делятся на пары и рассказывают друг другу о традициях в своей семье; каждый из них затем должен написать эссе об услышанном от своего партнера.
Занятие 16. Успешность занятий
Цель шестнадцатого занятия — выяснить, насколько успешно у учеников идёт изучение английского языка, и какие аспекты нуждаются в дополнительной проработке. Ученики выполняют пробное ЕГЭ, при проверке которого учитель понимает, каким из частей экзамена необходимо уделить больше внимания.Третий модуль ставит задачей закрепление изученного материала и включает в себя 4 занятия. Каждое из занятий посвящено одной или нескольким частям ЕГЭ: чтению, аудированию, говорению, письму, грамматике и лексике. В отличие от второго модуля, третий модуль не предполагает комбинированных занятий.Во время третьего модуля для каждого из учеников готовятся отдельные домашние задания, направленные на проработку тех заданий ЕГЭ, которые вызывают у ученика наибольшие трудности. Очень важно, чтобы именно во время третьего модуля между учениками и учителем связь поддерживалась постоянно: на любой возникающий у ученика вопрос должен быть получен подробный ответ. При этом все диалоги (как устные, так и письменные) между учениками и учителем продолжают вестись на английском языке.
Занятие 17. Чтение
Всё занятие посвящено прочтению, пониманию и анализу различных текстов. Ученики имеют возможность проверить свои знания по изученной лексике, способность понимать прочитанное, способность извлекать необходимую информацию из текста или статьи. Ученики проверяют умение определять взаимосвязь событий, прогнозировать развитие излагаемых событий, обобщать описываемые явления, определять замысел автора и оценивать важность или новизну прочитанной информации.
Занятие 18. Аудирование и письмо
Первая часть восемнадцатого занятия посвящена аудированию. Ученики имеют возможность проверить своё умение понимать основное содержание различных аутентичных прагматических и публицистических аудио- и видеотекстов, извлекать необходимую информацию, отделять главную информацию от второстепенной и обобщать полученную информацию.Вторая часть восемнадцатого занятия посвящена письму. Ученики имеют возможность проверить своё умение излагать в письменном виде своё мнение, учитывая критерии, предполагаемыми ЕГЭ, а также вести дружескую переписку на английском языке.
Занятие 19. Говорение
Девятнадцатое занятие посвящено говорению. Каждый из учеников имеет возможность в паре с учителем разобрать каждое из заданий ЕГЭ по говорению. В то время, как учитель занимается с одним из учеников, остальные работаю по парам. Ученики имеют возможность проверить своё умение вести диалог, монолог, описывать и сравнивать картинки, задавать вопросы, читать вслух англоязычные тексты, при этом не допуская ошибок, приводящих к непониманию.
Занятие 20. Грамматика и лексика
Двадцатое занятие посвящено грамматике и лексике. Ученики имеют возможность задать учителю все оставшиеся у них вопросы по грамматике. Двадцатое занятие — последнее занятие курса, ученики осмысляют все полученные знания, настраиваются на экзамен. Учитель даёт последние подсказки. Важно дать ученикам уверенность, что у них всё получится, настроить их на успешную сдачу экзамена, подбодрить, поблагодарить учеников за проведённое вместе время и дать обещание до последней минуты экзамена оставаться на связи (и выполнить его!).